Лука Стоев. Проза, фантастика и приключения. (luka_stoev) wrote,
Лука Стоев. Проза, фантастика и приключения.
luka_stoev

Category:

Серфинг по Европе. Итог.

Немного запоздалый отчет по прошлогодней поездке по Европе.

Мы путешествовали 2 месяца, проехали 15500 километров,  побывали в 15 странах, наснимали Гб фоток и главное, покатались на 6 серфовых спотах Европы. Что ж, пришло время подвести итоги.



Подготовка к лонг трипу

Все началось в апреле. Один из нас уволился, другой подписал длинный отпуск за свой счет. Собрали документы для визы, подавали в греческое посольство, поскольку это была первая шенгенская страна. Сначала боялись, что у нас подтверждение по факсу только из Греции и Италии, и не на весь срок поездки, но оказалось, что и распечатки с booking.com принимают. На визу уже подавали с гринкартой (страховкой на машину) на 3 месяца, международными правами и медстраховкой.

Проработать детальное описание пути получилось только до Греции. То есть собрали все отзывы о прохождении границ, дорогах и т.п. Дальше слушались навигатора и выбирали места остановок уже по ходу, где получалось или где нравилось. Например, изначально мы и не думали о Португалии и о Париже, но лишние 500 км - ничто по сравнению со всей дорогой, так что "почему бы и не заехать?".

Мы конечно начитались достаточно много, но в принципе, самое главное - это знать английский и уметь пользоваться навигатором. В Европе все границы открыты, вы узнаете, что переехали в другую страну только по табличке типа "France ***...***" (звездочки Евросоюза) и сменившемуся языку на указателях съездов. Конечно, не везде хорошо говорят по-английски, например, во Франции. У нас проблем на возникло, поскольку один из нас знает французский, но в принципе простые вещи можно объяснить и на пальцах.

Все о дорогах и машине

  Итак, в пути из документов нужны: гринкарта, свидельство о регистрации, международные права. Гринкарту при необходимости можно продлить. Особенность гринкарты (то есть ОСАГО для Европы и Украины) заключается в том, что ее выдают не раньше, чем за месяц до начала ее действия. Получается, раз она требуется в посольстве, то визу вы сможете пойти получать только за месяц до поездки. Минимизируем риск  -  на визу лучше подавать пораньше, для этого можно просто врять Гринкарту на больший срок - 2 недели обойдутся примерно в 1500р.
  Международные права оформляются в Москве в двух центральных МЭО: на Варшавском, 170 (для ЮАО,ЮЗАО,ЮВАО) и на Лобненской, 20 для всех остальных. Времени займет немного - около получаса, нужна мед.справка.

  Вот вроде все документы готовы, можно и посмотреть маршрут. Лучше заранее продумать контрольные точки и забить их в навигатор, чтобы не разбираться на трассе (кстати, правило №1 в Европе - остановка на трассе только на спец.парковках и зонах отдыха,  стоять с аварийкой на обочине нельзя).

  Ниже - сводка состояния дорог в разных странах, особенности ПДД и прохождения границы:
Украина Основные трассы с хорошим покрытием, E95 до Одессы двухполосная. Засады, нужно внимательно смотреть, сколько километров действует знак 50 км\ч. Дорога от Одессы до Рени (границы с Румынией) - с ямами, у самой границы и на 10км\ч боишься сесть колесом и не выехать. Границы проходили без проблем (из России Три Сестры), с загранпаспортом не надо заполнять никаких бумажек.
РумынияНачала дорога никакая, стройка, потом по навигатору упираешься в паром через маленькую речьку. Далее идет дорога с отличным покрытием, небольшой серпантин, однополосная. Трасса вдоль моря однополносная, неплохое покрытие. Проблем с проездом нет, только 5 часов стояли на границу из-за вереницы молдаван, которые еще и лезли без очереди
Болгария Заплатили за пользование дорогами 10 евро, и в результате пробили колесо. Скоростная трасса только София-Варна. В остальном - однолосные, часть по горам серпантин. Иногда участки с большими ямами, где опять приходилось ползти.
Греция Бесплатные дороги однополосные, с отличным покрытием. Платный автобан от Александрополиса до Афин - супер! плата за 800 км - не более 25 евро. На острове Наксос узкий серпантин и грунтовые, без особых проблем.
Албания Сначала дорог нет, много строек и едешь по щебню, узкий серпантин, после Фиера полегче. Основная дорог (двухполосная) от порта Дуррес до Тираны. Неплохая дорога до Шкодера. Заправки на каждом шагу. На границе с Черногорией не бойтесь наглеть и объезжать длинную очередь.
Черногория Дороги однополосные с хорошим покрытием. Местами серпантин.
Хорватия Вдоль моря однополосная дорога с отличным покрытием, очень красивые виды. После Дубровника есть выезд на платный автобан (не бойтесь сначала ехать среди стройки), который идет параллельно берегу до развилки на Риеку и Загреб. Цена приемлемая.
Италия Дороги платные, достаточно дорогие по сравнению с Грецией и Хорватией. Очень много фур. Покрытие не очень новое, но приличное. Дорога вокруг озера Гарды с отличным покрытием, но местами очень опасный серпантин, особенно на западном берегу.
ФранцияДорогие платные дороги, бесплатные - иногда двухполосные, иногда узкие, иногда по деревням. не угадаешь
Испания Платные дороги из расчета примерно 1 евро за 10 км. Лучше ехать по бесплатным, они почти везде двухполосные и со 120 км\ч. (платные- трехполосные и 130км\ч)
Португалия Вдоль южного берега (провинция Альгарве) идет бесплатные автобан. А вот вдоль восточного побережья - дороги платные, но лучше ехать по ним, тк бесплатные - узкие и идут по населенным пунктам. Трасса через Гуарду в Испанию бесплатная.
Германия Все дороги - трехполосные автобаны с 120-130 км\ч. Бесплатные.
Польша Есть наметки автобанов, много строек. можно запутаться. Много однополосных дорог по населенным пунктами. Ближе к Прибалтике - покрытие не очень хорошее.
Литва  Хорошее покрытие, однополосные дороги с 90 км\ч, много камер и видели пару постов с радарами. Есть двухполосные между крупными городами (типа Каунас-Вильнюс)
Латвия Плохое покрытие, много заплаток, однополосные, иногда стоят засады полиции в населенных пунктах.

Если вы привыкли и на родине ездить по правилам - проблем не будет. Насчет особенностей ПДД в Европе в инете много написано. Со своей стороны отметим следующее:
- скоростной режим всегда указан при въезде в страну
- нельзя останавливаться на трассе на обочине, кроме экстренных случаев.
- нельзя выходить из машины на трассе без светоотражающего жилета (пассажирам в том числе - поэтому жилетов должно быть столько же, сколько пассажиров)
- в некоторых странах есть отчасти дурацкие правила: нужны 2 знака аварийной остановки, обязательно должен быть комплект ВСЕХ запасных лампочек
- паркуйтесь по правилам. не наезжайте на тротуары и не останавливайтесь у покрашенных желтым цветом бордюров. Проверено - даже если отошли на 10 минут, на тихой улочке - один раз прокатит, во второй сотый полиция заберет на эвакуаторе, а расценки отнюдь не 300 рублей в день.

Платные дороги - это конечно супер покрытие и 130 км\ч разрешенной скорости, но оказалось, что в Италии, Франции и Испании они достаточно дорогие (местами 10 евро за 100 км). Так что если хотите погонять - надо ехать в Грецию. А еще лучше конечно в Германию - там все вообще бесплатно, а что делать после перечеркнутого ограничения в 130 нам показали на летающем феррари.

Еда или евровкусняшки
Два месяца питаться в кафе для нас было нереально, мы же по сути безработные. Зато исследовали супермаркеты и ничуть не проиграли.
Самый вкусные вкусняшки:
1 место - греческий салат (красный лук, потрясающиее (и ужасно дешевое - 5 литров 600-800р) оливковое масло, десяток видов феты, и оливки конечно) - что еще нужно серферу?
2 место - сыры - разрываемся между бри, моцареллой и фетой. Эх, надо было еще в Голландию заскочить..
3 место - колбаски - правда это речь не о европейских (хотя и они ничего - мы в основном пикантные покупали), а о "козьей" колбаске в Черногории и краковской в Польше.
4 место - креветки! Мы готовили их в тазике нашей единственной кастрюльке - варили в пиве и потом ели без гарнира, просто с лимончиком и соевым соусом. Дети в кэмпинге откровенно пялились, когда мы проносили мимо наше ведерко 3-х литровую кастрюлю - им-то доставались только 2-3 креветочки на ужин, обжаренные отцом семейства на спец.гриле со спец. вилочкой, чтобы их переворачивать.
5 место - сладости - такого разнообразия вредных вкусняшек нигде не найти. Можно забыть о здоровом образе жизни и о "простых" овсяных печенюшках и конфетах. Да здравствуют искусственные красители, глюкомат натрия и Е340 !

Мы готовили сами, только несколько раз питались в кафешках и пару раз в ресторанах. В Греции мы жили в аппартаментах, то есть у нас была небольшая кухонка со всем необходимым. Потом мы жили в кэмпингах и фактически готовили "по походному" - в одной кастрюльке, хотя и на электрической плитке. Самое любое блюдо - ризотто, и всяческие эксперименты с чечевицей - с овощами, сыром, с соусами.
Мы взяли с собой в пластиковых бутылках несколько килограмм риса, гречки, чечевицы и овсянки. Таким образом, даже если мы не успевали в магазин до закрытия - у нас всегда было самое необходимое. Вот гречки в Европе вообще нет (только в русских магазинах, которые еще найти надо), а рис и чечевица стоят примерно как у нас. Кстати, и рис, и все виды бобовых можно купить не только в маленьких килограммовых упаковках, но и по 3-5 кг, что получается еще дешевле.

Еврокемпинг по-русски
  Про особенности выживания в кэмпинге мы прочитали здесь . Потом еще нашли несколько кэмпингов на ru.camping.info, чтобы хоть примерно знать, куда ехать , если что.
  Собственно, каждый сам выбирает - уровень комфорта проживания в кэмпинге зависит от ваших привычек и размера кошелька. Мы уже много раз были в походе, и вообще достаточно не прихотливы, поэтому просто приведем ряд наблюдений за еврокэмпингами.
  По сравнению с европейцами мы жили ну оооооччеень просто: ни дома на колесах (даже хотя бы огромной палатки, где можно встать в полный рост), ни шатра-беседки, ни отдельного шатра для кухни, на гриля, на коврика на всю площадь места ( в среднем в кэмпингах одно место - около 35 кв.м.), и даже столика нет (после покупки новой кайтерской доски, старая как раз использовалась как столик). Мы просто стелили клеенчатую скатерть на землю и на ней готовили и ели. Когда грунт был каменистый или песчаный - европейские коврики-подложки были очень кстати - на их территории было меньше пыли. Зато когда в кэмпинге была трава - у нас получался такой "пикничок", а они все равно травку хоронили под зеленой тканью. Выезд на природу, сэр. Культурный отдых, блин.
  Мы жили в небольшой палатке, натягивали тент над ней практически плоско, так что она проветривалась и в ней не было жарко. Палатку к земле не прибивали колышками - и так не улетала, поскольку в ней естественно спальники, вещи и ноутбук лежал. Таким образом, мы экономили время на сборы, что особенно было ценно, когда останавливались только на одну ночь. А вот европейцы - народ обстоятельный: раз в инструкции написано - дно палатки растянуть на колышках, натянуть тент и растяжками растянуть его от возможных дождей и ветра - значит надо все это сделать. И плевать, что уже несколько недель не было дождя, по прогнозу его не будет, на небе ни облачка, и ночуешь ты две-три ночи. Надо, значит надо.
  Кэмпинги получают звездочки, как и отели. Очень комфортный вариант - это 3 звездочки ("лучше конечно 5 звездочек!..Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это пока науке не известно. Наука пока не в курсе дел" фильм Карнавальная ночь) , в таких санитарный блок недавно отремонтирован, все очень чисто. Заходили в более крутые кэмпинги, но несмотря на то, что цены там кусаются, так еще и за Интернет отдельные деньги берут (там же где мы останавливались - если инет был, то он был бесплатным). Во многих кэмпингах есть кафе (то есть вы можете вообще не готовить) и бассейн. Смешно, честно говоря, когда люди приехав на море - купаются в бассейне.


Спот споту...или все о ветре
И вот на конец переходим к главному - мы ездили за ветром! Мы покатались на 6 спотах - у каждого были свои особенности, о которых можно почитать в следующих постах:
- Греция - Наксос ( Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 5- сводная)
- Черногория - Великий Пляж
- Испания - Росес
- Испания - Дения
- Испания - Тарифа
- Португалия - Гинчо
У нас было свое оборудование, поэтому на Наксосе мы могли кататься на любом пляже, а не привязываться к станциям проката. Вот дальше на европейских спотах можно было кататься только в спец.отведенных местах, выделенных буйками, чтобы не мешать просто отдыхающим. Хотя вот в Испании все равно со своим оборудованием мы могли кататься вместе в европейцами вне станций проката.



Вместо заключения
  Животрепещущий вопрос после вышесказанного - сколько это удовольствие стоит? Мы экономили, но в рамках разумного, не отказывая себе даже вот в покупке нового паруса и новой кайтерской доски.
Один из самых существенных плюсов поездки на машине - свое оборудование, нам не приходилось платит за прокат.
Итак, без учета покупок вещей и непредвиденных расходов типа ремонта кайта (всё в рублях, для двоих):
*курс евро во время поездки колебался около 40 р.
Дорога:
  Бензин - 64200
  Паром в Греции туда-обратно - 11500
  Платные дороги и экосборы - 9000
Еда - 49000
Проживание - 71000
ИТОГО 204700 рублей

Мы классно провели время! Когда еще выдастся возможность покататься сразу в разных странах?
Надеемся, что кому-нибудь пригодятся наши записи. Если есть вопросы - обращайтесь;)

Следующий шаг - это наверное кругосветка по серфовым спотам?
Tags: windsurfing, Москва - Наксос - Тарифа, Путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment