?

Log in

No account? Create an account
Армия клоунов

Блог Луки Стоева

Армия клоунов

Previous Entry Share Next Entry
Серфинг по Европе. Итог.
Армия клоунов
luka_stoev
Немного запоздалый отчет по прошлогодней поездке по Европе.

Мы путешествовали 2 месяца, проехали 15500 километров,  побывали в 15 странах, наснимали Гб фоток и главное, покатались на 6 серфовых спотах Европы. Что ж, пришло время подвести итоги.



Подготовка к лонг трипу

Все началось в апреле. Один из нас уволился, другой подписал длинный отпуск за свой счет. Собрали документы для визы, подавали в греческое посольство, поскольку это была первая шенгенская страна. Сначала боялись, что у нас подтверждение по факсу только из Греции и Италии, и не на весь срок поездки, но оказалось, что и распечатки с booking.com принимают. На визу уже подавали с гринкартой (страховкой на машину) на 3 месяца, международными правами и медстраховкой.

Проработать детальное описание пути получилось только до Греции. То есть собрали все отзывы о прохождении границ, дорогах и т.п. Дальше слушались навигатора и выбирали места остановок уже по ходу, где получалось или где нравилось. Например, изначально мы и не думали о Португалии и о Париже, но лишние 500 км - ничто по сравнению со всей дорогой, так что "почему бы и не заехать?".

Мы конечно начитались достаточно много, но в принципе, самое главное - это знать английский и уметь пользоваться навигатором. В Европе все границы открыты, вы узнаете, что переехали в другую страну только по табличке типа "France ***...***" (звездочки Евросоюза) и сменившемуся языку на указателях съездов. Конечно, не везде хорошо говорят по-английски, например, во Франции. У нас проблем на возникло, поскольку один из нас знает французский, но в принципе простые вещи можно объяснить и на пальцах.

Все о дорогах и машине

  Итак, в пути из документов нужны: гринкарта, свидельство о регистрации, международные права. Гринкарту при необходимости можно продлить. Особенность гринкарты (то есть ОСАГО для Европы и Украины) заключается в том, что ее выдают не раньше, чем за месяц до начала ее действия. Получается, раз она требуется в посольстве, то визу вы сможете пойти получать только за месяц до поездки. Минимизируем риск  -  на визу лучше подавать пораньше, для этого можно просто врять Гринкарту на больший срок - 2 недели обойдутся примерно в 1500р.
  Международные права оформляются в Москве в двух центральных МЭО: на Варшавском, 170 (для ЮАО,ЮЗАО,ЮВАО) и на Лобненской, 20 для всех остальных. Времени займет немного - около получаса, нужна мед.справка.

  Вот вроде все документы готовы, можно и посмотреть маршрут. Лучше заранее продумать контрольные точки и забить их в навигатор, чтобы не разбираться на трассе (кстати, правило №1 в Европе - остановка на трассе только на спец.парковках и зонах отдыха,  стоять с аварийкой на обочине нельзя).

  Ниже - сводка состояния дорог в разных странах, особенности ПДД и прохождения границы:
Украина Основные трассы с хорошим покрытием, E95 до Одессы двухполосная. Засады, нужно внимательно смотреть, сколько километров действует знак 50 км\ч. Дорога от Одессы до Рени (границы с Румынией) - с ямами, у самой границы и на 10км\ч боишься сесть колесом и не выехать. Границы проходили без проблем (из России Три Сестры), с загранпаспортом не надо заполнять никаких бумажек.
РумынияНачала дорога никакая, стройка, потом по навигатору упираешься в паром через маленькую речьку. Далее идет дорога с отличным покрытием, небольшой серпантин, однополосная. Трасса вдоль моря однополносная, неплохое покрытие. Проблем с проездом нет, только 5 часов стояли на границу из-за вереницы молдаван, которые еще и лезли без очереди
Болгария Заплатили за пользование дорогами 10 евро, и в результате пробили колесо. Скоростная трасса только София-Варна. В остальном - однолосные, часть по горам серпантин. Иногда участки с большими ямами, где опять приходилось ползти.
Греция Бесплатные дороги однополосные, с отличным покрытием. Платный автобан от Александрополиса до Афин - супер! плата за 800 км - не более 25 евро. На острове Наксос узкий серпантин и грунтовые, без особых проблем.
Албания Сначала дорог нет, много строек и едешь по щебню, узкий серпантин, после Фиера полегче. Основная дорог (двухполосная) от порта Дуррес до Тираны. Неплохая дорога до Шкодера. Заправки на каждом шагу. На границе с Черногорией не бойтесь наглеть и объезжать длинную очередь.
Черногория Дороги однополосные с хорошим покрытием. Местами серпантин.
Хорватия Вдоль моря однополосная дорога с отличным покрытием, очень красивые виды. После Дубровника есть выезд на платный автобан (не бойтесь сначала ехать среди стройки), который идет параллельно берегу до развилки на Риеку и Загреб. Цена приемлемая.
Италия Дороги платные, достаточно дорогие по сравнению с Грецией и Хорватией. Очень много фур. Покрытие не очень новое, но приличное. Дорога вокруг озера Гарды с отличным покрытием, но местами очень опасный серпантин, особенно на западном берегу.
ФранцияДорогие платные дороги, бесплатные - иногда двухполосные, иногда узкие, иногда по деревням. не угадаешь
Испания Платные дороги из расчета примерно 1 евро за 10 км. Лучше ехать по бесплатным, они почти везде двухполосные и со 120 км\ч. (платные- трехполосные и 130км\ч)
Португалия Вдоль южного берега (провинция Альгарве) идет бесплатные автобан. А вот вдоль восточного побережья - дороги платные, но лучше ехать по ним, тк бесплатные - узкие и идут по населенным пунктам. Трасса через Гуарду в Испанию бесплатная.
Германия Все дороги - трехполосные автобаны с 120-130 км\ч. Бесплатные.
Польша Есть наметки автобанов, много строек. можно запутаться. Много однополосных дорог по населенным пунктами. Ближе к Прибалтике - покрытие не очень хорошее.
Литва  Хорошее покрытие, однополосные дороги с 90 км\ч, много камер и видели пару постов с радарами. Есть двухполосные между крупными городами (типа Каунас-Вильнюс)
Латвия Плохое покрытие, много заплаток, однополосные, иногда стоят засады полиции в населенных пунктах.

Если вы привыкли и на родине ездить по правилам - проблем не будет. Насчет особенностей ПДД в Европе в инете много написано. Со своей стороны отметим следующее:
- скоростной режим всегда указан при въезде в страну
- нельзя останавливаться на трассе на обочине, кроме экстренных случаев.
- нельзя выходить из машины на трассе без светоотражающего жилета (пассажирам в том числе - поэтому жилетов должно быть столько же, сколько пассажиров)
- в некоторых странах есть отчасти дурацкие правила: нужны 2 знака аварийной остановки, обязательно должен быть комплект ВСЕХ запасных лампочек
- паркуйтесь по правилам. не наезжайте на тротуары и не останавливайтесь у покрашенных желтым цветом бордюров. Проверено - даже если отошли на 10 минут, на тихой улочке - один раз прокатит, во второй сотый полиция заберет на эвакуаторе, а расценки отнюдь не 300 рублей в день.

Платные дороги - это конечно супер покрытие и 130 км\ч разрешенной скорости, но оказалось, что в Италии, Франции и Испании они достаточно дорогие (местами 10 евро за 100 км). Так что если хотите погонять - надо ехать в Грецию. А еще лучше конечно в Германию - там все вообще бесплатно, а что делать после перечеркнутого ограничения в 130 нам показали на летающем феррари.

Еда или евровкусняшки
Два месяца питаться в кафе для нас было нереально, мы же по сути безработные. Зато исследовали супермаркеты и ничуть не проиграли.
Самый вкусные вкусняшки:
1 место - греческий салат (красный лук, потрясающиее (и ужасно дешевое - 5 литров 600-800р) оливковое масло, десяток видов феты, и оливки конечно) - что еще нужно серферу?
2 место - сыры - разрываемся между бри, моцареллой и фетой. Эх, надо было еще в Голландию заскочить..
3 место - колбаски - правда это речь не о европейских (хотя и они ничего - мы в основном пикантные покупали), а о "козьей" колбаске в Черногории и краковской в Польше.
4 место - креветки! Мы готовили их в тазике нашей единственной кастрюльке - варили в пиве и потом ели без гарнира, просто с лимончиком и соевым соусом. Дети в кэмпинге откровенно пялились, когда мы проносили мимо наше ведерко 3-х литровую кастрюлю - им-то доставались только 2-3 креветочки на ужин, обжаренные отцом семейства на спец.гриле со спец. вилочкой, чтобы их переворачивать.
5 место - сладости - такого разнообразия вредных вкусняшек нигде не найти. Можно забыть о здоровом образе жизни и о "простых" овсяных печенюшках и конфетах. Да здравствуют искусственные красители, глюкомат натрия и Е340 !

Мы готовили сами, только несколько раз питались в кафешках и пару раз в ресторанах. В Греции мы жили в аппартаментах, то есть у нас была небольшая кухонка со всем необходимым. Потом мы жили в кэмпингах и фактически готовили "по походному" - в одной кастрюльке, хотя и на электрической плитке. Самое любое блюдо - ризотто, и всяческие эксперименты с чечевицей - с овощами, сыром, с соусами.
Мы взяли с собой в пластиковых бутылках несколько килограмм риса, гречки, чечевицы и овсянки. Таким образом, даже если мы не успевали в магазин до закрытия - у нас всегда было самое необходимое. Вот гречки в Европе вообще нет (только в русских магазинах, которые еще найти надо), а рис и чечевица стоят примерно как у нас. Кстати, и рис, и все виды бобовых можно купить не только в маленьких килограммовых упаковках, но и по 3-5 кг, что получается еще дешевле.

Еврокемпинг по-русски
  Про особенности выживания в кэмпинге мы прочитали здесь . Потом еще нашли несколько кэмпингов на ru.camping.info, чтобы хоть примерно знать, куда ехать , если что.
  Собственно, каждый сам выбирает - уровень комфорта проживания в кэмпинге зависит от ваших привычек и размера кошелька. Мы уже много раз были в походе, и вообще достаточно не прихотливы, поэтому просто приведем ряд наблюдений за еврокэмпингами.
  По сравнению с европейцами мы жили ну оооооччеень просто: ни дома на колесах (даже хотя бы огромной палатки, где можно встать в полный рост), ни шатра-беседки, ни отдельного шатра для кухни, на гриля, на коврика на всю площадь места ( в среднем в кэмпингах одно место - около 35 кв.м.), и даже столика нет (после покупки новой кайтерской доски, старая как раз использовалась как столик). Мы просто стелили клеенчатую скатерть на землю и на ней готовили и ели. Когда грунт был каменистый или песчаный - европейские коврики-подложки были очень кстати - на их территории было меньше пыли. Зато когда в кэмпинге была трава - у нас получался такой "пикничок", а они все равно травку хоронили под зеленой тканью. Выезд на природу, сэр. Культурный отдых, блин.
  Мы жили в небольшой палатке, натягивали тент над ней практически плоско, так что она проветривалась и в ней не было жарко. Палатку к земле не прибивали колышками - и так не улетала, поскольку в ней естественно спальники, вещи и ноутбук лежал. Таким образом, мы экономили время на сборы, что особенно было ценно, когда останавливались только на одну ночь. А вот европейцы - народ обстоятельный: раз в инструкции написано - дно палатки растянуть на колышках, натянуть тент и растяжками растянуть его от возможных дождей и ветра - значит надо все это сделать. И плевать, что уже несколько недель не было дождя, по прогнозу его не будет, на небе ни облачка, и ночуешь ты две-три ночи. Надо, значит надо.
  Кэмпинги получают звездочки, как и отели. Очень комфортный вариант - это 3 звездочки ("лучше конечно 5 звездочек!..Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это пока науке не известно. Наука пока не в курсе дел" фильм Карнавальная ночь) , в таких санитарный блок недавно отремонтирован, все очень чисто. Заходили в более крутые кэмпинги, но несмотря на то, что цены там кусаются, так еще и за Интернет отдельные деньги берут (там же где мы останавливались - если инет был, то он был бесплатным). Во многих кэмпингах есть кафе (то есть вы можете вообще не готовить) и бассейн. Смешно, честно говоря, когда люди приехав на море - купаются в бассейне.


Спот споту...или все о ветре
И вот на конец переходим к главному - мы ездили за ветром! Мы покатались на 6 спотах - у каждого были свои особенности, о которых можно почитать в следующих постах:
- Греция - Наксос ( Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 5- сводная)
- Черногория - Великий Пляж
- Испания - Росес
- Испания - Дения
- Испания - Тарифа
- Португалия - Гинчо
У нас было свое оборудование, поэтому на Наксосе мы могли кататься на любом пляже, а не привязываться к станциям проката. Вот дальше на европейских спотах можно было кататься только в спец.отведенных местах, выделенных буйками, чтобы не мешать просто отдыхающим. Хотя вот в Испании все равно со своим оборудованием мы могли кататься вместе в европейцами вне станций проката.



Вместо заключения
  Животрепещущий вопрос после вышесказанного - сколько это удовольствие стоит? Мы экономили, но в рамках разумного, не отказывая себе даже вот в покупке нового паруса и новой кайтерской доски.
Один из самых существенных плюсов поездки на машине - свое оборудование, нам не приходилось платит за прокат.
Итак, без учета покупок вещей и непредвиденных расходов типа ремонта кайта (всё в рублях, для двоих):
*курс евро во время поездки колебался около 40 р.
Дорога:
  Бензин - 64200
  Паром в Греции туда-обратно - 11500
  Платные дороги и экосборы - 9000
Еда - 49000
Проживание - 71000
ИТОГО 204700 рублей

Мы классно провели время! Когда еще выдастся возможность покататься сразу в разных странах?
Надеемся, что кому-нибудь пригодятся наши записи. Если есть вопросы - обращайтесь;)

Следующий шаг - это наверное кругосветка по серфовым спотам?

  • 1

спасибо, интересно

и познавательно
может, даже пригодится

  • 1